МБДОУ «Детский сад с.Зильги»
Уровень образования: дошкольное образование.
Цель дошкольного образования - формирование у ребенка общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, а также сохранение и укрепление здоровья.
Форма обучения: дневная.
Нормативный срок освоения образовательной программы дошкольного образования (нормативный срок обучения) составляет 5 календарных лет.
Язык обучения: Воспитание и образование в Учреждении ведется на русском и осетинском языках.
АККРЕДИТАЦИЯ :Согласно п. 1 ст. 33.2 Федерального закона об образовании в Российской Федерации 273-ФЗ государственная аккредитация в дошкольных образовательных учреждениях не проводится.
Учреждение реализует Основную общеобразовательную программу дошкольного образования, адаптированную основную образовательную программу.
КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Основная образовательная программа МБДОУ «Детский садс.Зильги» Правобережного района РСО - Алания разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) и Методических рекомендаций по использованию Примерной основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации (ФИРО, август 2015г.) Кроме того, учтены концептуальные положения используемой в ДОУ комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. При разработке программы, также, учтены особенности образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников.
Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад с.Зильги» направлена на разностороннее развитие детей с 2-х до 7 лет с учётом их
возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Программа МБДОУ «Детский сад с.Зильги» направлена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности (игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребёнка); на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей (образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы МБДОУ «Детский сад с.Зильги». Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования:
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры,
различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми
и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- склонен наблюдать, экспериментировать;
- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт;
- знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
- ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы МБДОУ «Детский сад с.Зильги» обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Программа МБДОУ «Детский сад с.Зильги» состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативная часть).
Обязательная часть Программы МБДОУ «Детский сад с.Зильги» отражает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти образовательных областях: коммуникативно-личностное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Обязательная часть разработана на основе основной образовательной Программы дошкольного образования «От рождения до школы» под. ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и др.) Москва «Мозаика - Синтез», 2016).
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы МБДОУ «Детский сад с.Зильги» и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно- исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка)
Вариативная часть представлена региональным компонентом, целью которого является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами региональной культуры РСО -Алания. Выбор данного направления для части, формируемой участниками образовательного процесса, соответствует потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива.
В содержательной части Программы МБДОУ «Детский сад с.Зильги» также представлены особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Цель взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьёй заключается в обеспечение разносторонней поддержки воспитательного потенциала семьи, помощи родителям в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка происходит через непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Задачами взаимодействия с семьями воспитанниками являются:
1) формирование психолого- педагогических знаний родителей;
2) приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
3) оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
4) изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система взаимодействия с родителями включает:
• ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
• ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
• участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета
• целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
• обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы МБДОУ «Детский сад с.Зильги» включает распорядок и режим дня, а также способы направления поддержки детской инициативы, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации предметно -пространственной среды, перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы МБДОУ «Детский сад с.Зильги» и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, финансовых, научно- методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов.
Формы организации обучения в ДОУ
Форма организации обучения - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.
Формы отличаются:
· по количественному составу участников,
· характеру взаимодействия между ними,
· способам деятельности,
· месту проведения.
Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Непосредственно образовательная деятельность организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре.
При проведении непосредственно образовательной деятельности выделяется три основные части:
Первая часть - введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.
Вторая часть - самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.
Третья часть - анализ выполнения задания и его оценка.
Требования к организации непосредственно образовательной деятельности
Гигиенические требования:
· непосредственно образовательная деятельность проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении;
· воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка,
· не допускать переутомления детей на занятиях.
· предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.
Дидактические требования
· точное определение образовательных задач НОД, ее место в общей системе образовательной деятельности;
· творческое использование при проведении НОД всех дидактических принципов в единстве;
· определять оптимальное содержание НОД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей;
· выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели НОД;
· обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер НОД, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия;
· использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки)), словесные и игровые приемы, дидактический материал.
· систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.
Организационные требования
· иметь в наличие продуманный план проведения НОД;
· четко определить цель и дидактические задачи НОД;
· грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ;
· поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей при проведении НОД.
· не смешивать процесс обучения с игрой, т.к. в игре ребенок в большей мере овладевает способами общения, осваивает человеческие отношения.
· НОД в ДОУ не должна проводиться по школьным технологиям;
· НОД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности).
Формы организации обучения в повседневной жизни
На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения:
· прогулка, которая состоит из:
- наблюдений за природой, окружающей жизнью;
- подвижных игр;
- труда в природе и на участке;
- самостоятельной игровой деятельности;
· экскурсии;
· игры:
- сюжетно-ролевые;
- дидактические игры;
- игры-драматизации;
- спортивные игры;
· дежурство детей по столовой, на занятиях
· труд:
- коллективный;
- хозяйственно-бытовой;
- труд в уголке природы;
- художественный труд;
· развлечения, праздники;
· экспериментирование;
· проектная деятельность;
· чтение художественной литературы;
· беседы;
· показ кукольного театра;
· вечера-досуги;
В ДОУ – выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности:
· предметно-игровая,
· трудовая,
· спортивная,
· продуктивная,
· общение,
· сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения.
Методы и приемы организации обучения
В ДОУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами
Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.